Гордость и гордыня.
Го́рдость — положительно окрашенная эмоция,отражающая положительную самооценку — наличие самоуважения, чувства собственного достоинства, собственной ценности.
Николай Дмитриевич Гурьев в своей книге «Страсти и их воплощение в болезнях» выражает мысль, что гордость и гордыня понятия сходные. Так же, как твердость-твердыня, пустота-пустыня, святость-святыня. И если первое значение является по своей природе качеством, свойством, то второе — исчерпывающим воплощением этого качества или олицетворением.
В «Путешествии из Петербурга в Москву» это слово синонимично надменности, гордыне, тщеславию, на то, что оно одного происхождения с гордыней, указывает слово «горе́», означающее «вверх» (середина главы «Хотилов»).
В сочинениях Льва Толстого гордость часто имеет отрицательный смысл (ничтожность гордости и сила глубинной любви к родине — одна из главных мыслей «Севастополя в декабре месяце»; «Хозяин и работник» — глава VI; также Библия, на которую он в значительной мере опирался, осуждает гордость: «не гордись, но бойся» , «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» — притом есть свидетельства, что в конце жизни отрёкся от своих художественных произведений.
Словарь Даля о гордости. Гордый - Надменный, высокомерный, кичливый; надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других (Даль).
Священное Писание о гордости. Священное Писание во многих местах осуждает гордыню. Например в Ветхом Завете, в Книге Премудрости Иисуса сына Сирахова сказано:
Начало греха - гордость, (Сир. 10:15 рс).
Здесь Священное Писание нас учит, что начало всех грехов есть гордыня. Из этого следует, что добродетель противоположная гордыне, смирение, есть начало всех добродетелей.